Мой сайт 
Понедельник, 16.06.2025, 17:39

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2014 » Март » 29 » Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплин�
06:39
 

Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплин�

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА

«Утвержден»

На заседании Методического Совета филологического факультета

Председатель

_____________________

«_____»__________________200 г.


ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(Syllabus)


по дисциплине «Филологический анализ художественного текста»

для специальности 050118 – «Русский язык и литература»


форма обучения дневная


Всего __3__ кредитов

Курс ___4___

Семестр __8___

Лекций ___15___ часов

Семинарских __30___ часов

Лабораторных ____ часов


Количество рубежных контролей (РК) _2__

СРСП (аудиторных) __45____ часов

СРС ____45__ часов

Экзамен 8 семестр

Всего аудиторных часов __90___

Всего внеаудиторных часов __45___

Общая трудоемкость ___135____ часов


Усть-Каменогорск, 2009


Силлабус составлен на основании ГОСО РК 3.08.268–2006 и учебной программы дисциплины «Филологический анализ художественного текста»


Обсужден и рекомендован на заседании кафедры русского языка и литературы « » 2008 г. Протокол №

Зав. кафедрой ___________________ Васильченко Л.В.


^ 1. Название и код дисциплины: Филологический анализ художественного текста

2. Данные о преподавателе: Кувшинникова О.А., кандидат филологических наук, ст.преподаватель кафедры русского языка и литературы

^ 3. Контактная информация: :тел. 57-10-52 (р.)

4. Количество кредитов: 3 (2 часа практических занятий в неделю; 3 часа СРСП), 8 семестр

5. Дата: 2008-2009 уч. год 8 семестр

6. Цель и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины – формирование у студентов навыков аналитической работы с художественными текстами, знакомство с методами и путями исследования художественного произведения.

^ Задачи изучения дисциплины:

- на основе обобщения знаний дисциплин лингвистического и литературоведческого циклов осветить функциональную сторону русского языка и показать практически целесообразность и уместность использования языковых средств разных уровней в художественной речи;

- углубление знаний в области теории текста, лингвистики и стилистики текста;

- формирование навыков практического исследования индивидуального стиля автора, рассмотрения текста с точки зрения отображаемой в нём картины мира;

- развитие стилистического чутья, филологической интуиции.


^ 7. Краткое описание курса

Курс состоит из ряда разделов («Текст как объект филологического анализа», «Современные направления в исследовании текста», «Основы жанроведения. Жанрово-стилевая организация текста», «Методологические аспекты филологического анализа текста», «Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней» и др.), охватывающих комплекс актуальных в исследовании природы художественного текста проблем: определение понятия «текст», категории и признаки текста; основные подходы к исследованию художественного текста; жанровая специфика произведений и под. Курс предполагает овладение необходимой теоретической базой, формирование практических умений и навыков и включает соответственно занятия в форме лекционных часов и часов практического обучения.


^ 8. Пререквизиты курса

для успешного изучения русского языка студенту 4-го курса необходимо иметь следующие знания, умения и навыки, полученные на 1-3 курсах:

а) владение основными понятиями литературоведения («род» и «вид» литературы, тропы, виды тропов, метафоры, метонимия, эпитет; «жанр», традиции и новаторство в литературе; композиция, строфика, проза, поэзия и под.);

б) иметь представление о литературном процессе, знать его основные закономерности;

в) знать специфические черты художественной речи, детерминируемые категорией образности, уметь выделять в тексте элементы художественной символики.


^ 9. Постреквизиты курса

Исследование художественного текста.


10 Краткое содержание дисциплины. Курс построен на актуальных положениях общей теории текста и включает спектр вопросов, отражающих важнейшие достижения лингвистики текста, стилистики текста, теории интертекстуальности, деривационного направления в исследовании текста, фрагментарно привлекаются положения художественной антропологии. Важнейшее место занимает категория художественной картины мира, позволяющая анализировать своеобразие организации семантического пространства текста (эмотивное пространство, хронотоп).


^ 11. Календарно-тематический план

11.1 Лекции:

Шифр и наименование модуля



Лекции



Наименование

изучаемых вопросов

Кол-во

часов

Распред. По неделям

Литера-тура



Примечание

1

2

3

4

5

6

7


Модуль I

Общая теория текста


1


2


3


4


^ Текст как объект филологического анализа

Основные аспекты изучения текста

Вопрос об определении понятия «текст». Текст и дискурс

Текст в системе языковых уровней.

Основные категории и свойства текста

^ Современные направления в исследовании текста

Лингвистика текста. Текстовые категории

Грамматика текста. Единицы текстового членения

Стилистика текста. Функционально-смысловые типы речи

Психолингвистическое направление в изучении текста

Прагматический подход к исследованию природы текста

Деривационное направление в исследовании текста

^ Основы жанроведения. Жанрово-стилевая организация текста

Традиционное определение литературных жанра, рода и вида.

Теория речевых жанров М.М.Бахтина

Классификация первичных РЖ (по А.Вежбицкой)

^ Текст и культура

Единицы антрополингвистического анализа ХТ

Факторы, объединяющие текст и культуру. ХТ как единица культуры

Понятие культурного пространства ХТ

Учение М.М.Бахтина о диалогичности ХТ как основа теории интертекстуальности

Понятие интертекстуальности. Типология интертекстуальных элементов



2


2


2


2


1,2


3,4


5,6


7,8



[1], [3]


[1],

[5],

[7], [8]


[17], [18]


[1], [3]




Модуль II

Методы и приемы ФАХТ

5


6


7



^ Методологические аспекты ФАХТ

Цель и принципы ФАХТ

Структура ФАХТ:

ЛАХТ и его виды (лингвистическое комментирование, лингвопоэтический анализ)

Стилистический анализ текста

Литературоведческий анализ ХТ

^ Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней

Возможности «малых» текстовых единиц (звуков, фонем, морфем). Понятие фоносемантики.

Текстообразующие возможности лексических единиц.

Текстообразующие возможности предложений.

^ Семантическое пространство текста и его анализ

Аспекты изучения семантики текста. Понятие семантического пространства текста

Концептуальное пространство текста

Пространственно-временная организация текста

Образ автора и образ персонажа: эмотивное пространство текста


2


2


3



9,10


11,12


13-15

[1]


[1], [3],

[5],

[7], [8]


[5]











Итого

15











^ 11.2 Практические (семинарские) занятия:

Шифр и наименование модуля



Практи

ческие (семинарские) занятия №

Наименование

изучаемых вопросов

Количество

Часов

Распре

деление по неделям

Литера

тура



Форма контроля

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

Модуль I

Общая теория текста


Модуль 2


Методы и приемы ФАХТ



1


2


3


4


5


6


7



^ Текст как объект филологического анализа

Основные аспекты изучения текста

Вопрос об определении понятия «текст». Текст и дискурс

Текст в системе языковых уровней.

Основные категории и свойства текста

^ Современные направления в исследовании текста

Лингвистика текста. Текстовые категории

Грамматика текста. Единицы текстового членения

Стилистика текста. Функционально-смысловые типы речи

Психолингвистическое направление в изучении текста

Прагматический подход к исследованию природы текста

Деривационное направление в исследовании текста

^ Основы жанроведения. Жанрово-стилевая организация текста

Традиционное определение литературных жанра, рода и вида.

Теория речевых жанров М.М.Бахтина

Классификация первичных РЖ (по А.Вежбицкой)

^ Текст и культура

Единицы антрополингвистического анализа ХТ

Факторы, объединяющие текст и культуру. ХТ как единица культуры

Понятие культурного пространства ХТ

Учение М.М.Бахтина о диалогичности ХТ как основа теории интертекстуальности

Понятие интертекстуальности. Типология интертекстуальных элементов

^ Методологические аспекты ФАХТ

Цель и принципы ФАХТ

Структура ФАХТ:

ЛАХТ и его виды (лингвистическое комментирование, лингвопоэтический анализ)

Стилистический анализ текста

Литературоведческий анализ ХТ

^ Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней

Возможности «малых» текстовых единиц (звуков, фонем, морфем). Понятие фоносемантики.

Текстообразующие возможности лексических единиц.

Текстообразующие возможности предложений.

^ Семантическое пространство текста и его анализ

Аспекты изучения семантики текста. Понятие семантического пространства текста

Концептуальное пространство текста

Пространственно-временная организация текста

Образ автора и образ персонажа: эмотивное пространство текста

4


4


4


4


4


4


6



1,2


3,4


5,6


7,8


9,10


11,12


13-15



1,3,4


2.3.4


17,18


1,3,5


2-5


1-5



Опрос


Лабораторная работа 1

Опрос


опрос, собеседование


тест

Собеседование, лабораторная работа 2


Опрос,

Анализ ХТ


Упражнения

Лабор.работа


Самостоятельная работа


собеседование

контрольная работа











Итого

30














12 График изучения материалов для подготовки к занятиям

12.1 График самостоятельной работы студентов (СРС)



^ Темы

занятий


Задания

на СРС


Цель и

содерж.

заданий

Рекомен.

литерат.

(стр.)

Форма

контроля


Сроки

сдачи


Макс.

балл


п/п



1

1

^ Текст как объект филологического анализа



Анализ признаков и категорий текста

К.Паустовский. Золотая роза:

Описать

принципы авторской работы над текстом

Лабораторная работа 1

Проработка понятийного аппарата


Знакомство с «творческой лабораторией» писателя

1, с.23-35

4, с.7-15

5, с.11-43

Опрос


Собеседование


Проверка работы

2


2


3

5


10



32


^ Текст и культура


Самостоятельная работа.

Творческая работа: принципы создания литературного портрета

Обобщение изученного (РК)


Отработка навыков интертекстуального анализа.

Описать принципы создания литературного портрета

1, с.40-78


Письменная работа

Проверка работы

собеседование

4

5


5



3

3

^ Основы жанроведения. Жанрово-стилевая организация текста


Конспект статьи В.Г.Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»

Лабораторная работа


Тест

конспект


Выполнить анализ произведения с точки зрения его жанровой принадлежности


18, с.100-115

19,

20


18, с.100-115

19,

20

Проверка работы


Проверка работы

8


9



5


5




Подготовка к РК

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по изученному материалу

лекции

Письменная работа

7

5


4

^ Методологические аспекты ФАХТ


Стилистический, лингвистический, литературоведческий анализ текста

Отработка навыков анализа

1, с.159-224


Лингвистический анализ текста

5

5


5

^ Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней


Анализ языка произведения

Отработка навыков анализа

1, с.159-224


Письменная работа

11

5

6

^ Семантическое пространство текста и его анализ


Подготовить описание концепта

Собеседование по теории

Тест

Развитие эрудиции, лингвистического чутья

5, с.245-314

Письменная работа


собеседование

13


14



5




Подготовка к РК

Теоретический материал курса

Выучить теоретический материал




собеседование

15

5




Итого

















60


12.2 График самостоятельной работы студентов

под руководством преподавателя (СРСП):



^ Темы

занятий


Задания

на СРС


Цель и

содерж.

заданий

Рекомен.

литерат.

(стр.)

Форма

контроля


Сроки

сдачи


Макс.

балл


п/п



1

1

^ Современные направления в исследовании текста


Подготовка к

лабораторной работе

Знакомство с направлениями исследования ХТ

1, с.20-48

3, с.12-100

6, с.7-60

Письменная работа

4



10






^ Мастерская писателя. Сущность художественного творчества

Анализ произведения Паустовского «Золотая роза»

Прочитать эссе, ответить на вопросы

Паустовский. Золотая роза.

беседа




10


2

^ Текст и культура


Подготовка к тестированию


Лабораторная работа 2

Обобщение и повторение теоретического материала, совершенствование навыка владения языком

1, с.20-48

3, с.12-100

6, с.7-60

Текстирование


собеседование

5

10





3

^ Методологические аспекты ФАХТ


Лабораторная работа 3

Отработка навыков анализа

1, с.20-48

3, с.12-100

6, с.7-60

собеседование

7

10


4

^ Основы жанроведения. Жанрово-стилевая организация текста


Подготовка к лабораторной работе

Выполнить анализ произведения с точки зрения его жанровой принадлежности

18, с.100-115

19,

20

Проверка работы

9

10




5

^ Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней



Лабораторная работа 4


Творческая работа

Отработка навыков анализа

Формирование навыков владения художественным стилем

1, с.20-48

3, с.12-100

6, с.7-60

Проверка письменных работ

Защита работ

12



10




6

^ Семантическое пространство текста и его анализ


Лабораторная работа 5

Сопоставит.

анализ произведений

Отработка навыков анализа сеантическо-го пространства

5, с.245-314

Проверка работы

13


14

10


10



5

7

Семиотика ХТ

Анализ ХП различных типов в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Отработка навыков анализа семантического пространства

5, с.245-314

Дискуссия, опрос, письменная работа

14

10




Итого

СРСП

РК

















90

50

13 Рекомендуемая литература

Основная литература

1 Болотнова Н.С. ФАТ. – М.: Флинта, Наука, 2007

2 Поповская (Лисоченко) Л.В. ЛАХТ в вузе. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006

3 Шевченко Н.В. Основы лингвистики текста. – М., «ПРИОР», 2003.

4 Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., Академия, 2003.

5 Бабенко Л. Г. ФАТ. Основы теории, принципы и аспекты анализа – М., «Академ.проект», Екатеринбург, «Дел.книга», 2004.

6 Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000

7 Лукин В. А. ХТ. Основы лингвистической теории и элементы анализа. – М.: Ось-89, 1999

8 Бабенко Л.Г., Казарин Ю. В. ЛАХТ. – М: Флинта, Наука, 2004

9 Магомедова Д. М. ФА лирического стихотворения. – М.: Академия, 2004

10 Купина Н.А., Николина Н.А. ФАХТ. Практикум. - Флинта, Наука, 2003

11 Савельева В.В. ХТ и ХМ. – Алматы, Дайк-Пресс, 1996


Дополнительная литература

12 Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980

13 Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., «ФЛИНТА», «Наука», 2000

14 Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 1999

15 Новиков Л.А. Искусство слова. – М., «Педагогика», 1991

16 Русские писатели. Справочник: в 2-х томах. – М.: Просвещение, 1990.

17 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1999

18 Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды //ПСС, т.5. М, 1954

19 А.Вежбицкая ст. «Речевые жанры» // Жанры речи – Саратов, 1997

20 Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества. – М., 1979


14 Информация по оценке


Итоговый балл студента рассчитывается по следующей формуле:



где Р1 и Р2 – рубежный контроль 1 и 2-ой ,

Э – экзаменационный балл.

Максимальный бал за Р1, Р2, Э – 100.


В течение семестра проводятся два рейтинга – итогом является максимальное количество баллов 200 (100 баллов за первые 7 недель, и 100 баллов за 8-15 недели).

Знания, умения и навыки студентов оцениваются по следующей системе:


Оценка

1

2

3

4

95-100

A

4,0

Отл.

90-94

A-

3,67

85-89

B+

3,33


Хор.

80-84

B

3,0

75-79

B-

2,67

70-74

C+

2,33



Удов.

65-69

C

2,0

60-64

C-

1,67

55-59

D+

1,33

50-54

D

1,0

0-49

F

0

Неудов.



15 Политика выставления баллов

  1. Лекция – 1*15 = 15 баллов (0,5 балла – посещение; 0,5 балла – ведение конспекта)

  2. Тестирование – 10*2=20

  3. Самостоятельная письменная работа (анализ текста) 10*2=20

  4. Лабораторная работа 10*2=20

  5. Опрос, собеседование 10*3=30

  6. Рубежный контроль – 50


16 Политика курса

Студент должен выполнять следующие правила:

  1. Студент обязан посещать все лекционные занятия, СРСП, однако возможны пропуски (при наличии медицинской справки).

  2. Опоздание студента расценивается как отсутствие его на занятии.

  3. Не соблюдение общепринятых норм поведения на уроке оценивается в – (минус) 1 балл при рубежном контроле (количество минусуемых баллов зависит от количества нарушений на уроке).

  4. Отсутствие студента на экзамене оценивается в 0 баллов.

  5. Работы сдаются в назначенный срок (возможно предоставление заданий досрочно).

  6. Работы не принимаются позднее назначенного срока (оцениваются в 0 баллов).


17 Перечень вопросов и тем по формам контроля

Экзаменационные вопросы по курсу


1. Основные подходы к исследованию художественного текста в современной филологии. Характеристика деривационного направления в изучении текста, стилистики текста, психолингвистического направления, лингвистики текста.

2. Вопрос об определении понятий «текст», «художественный текст». Признаки текста, художественного текста. Текст в системе уровней языка. Текст и дискурс.

3. Связность как важнейшая текстовая категория. Виды и способы связности.

4. Категория диалогичности в работах М.М.Бахтина. Диалогичность как свойство художественного текста. Учение о диалогичности как фундамент теории интертекстуальности.

5. Интертекстуальность как актуальное направление в исследовании художественного текста. Классификация интертекстуальных компонентов художественного текста.

6. Роль работ Ю.М.Лотмана в становлении антрополингвистической теории художественного текста. Факторы, обусловливающие взаимосвязь текста и культуры. Понятие семиосферы.

7. Текст в парадигме когнитивной лингвистики: категории «художественная картина мира», «языковая картина мира», «концепт», «ментальность». Вопрос о концепте; принципы анализа концептуального пространства художественного текста.

8. Жанроведческое направление в исследовании художественного текста: вопрос об определении понятия «жанр», система «первичных» и «вторичных» жанров в работах М.М.Бахтина. Классификация речевых жанров А.Вежбицкой.

9. Соотношение категорий «род», «вид», «жанр» в традиционном литературоведении. Типология родов литературы. Характеристика эпоса, лирики, драмы (по статье В.Г.Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»).

10. Принципы и задачи лингвистического анализа художественного текста. Лингвистическое комментирование, лингвопоэтический анализ.

11. Понятие семантического пространства художественного текста, особенности семантического пространства. Структура семантического пространства.

12. Континуум художественного текста. Художественное пространство и способы его языковой репрезентации. Классификации художественных пространств.

13. Континуум художественного текста. Художественное время и способы его языковой репрезентации. Время циклическое и время линейное.

14. Текстообразующие возможности «малых» языковых единиц. Понятие фоники. Средства фоники. Текстообразующий потенциал морфем.

15. Текстообразующие возможности лексических единиц. Лексические образные средства.

16. Грамматические ресурсы художественной речи. Синтаксические средства риторического усиления речи. Художественные возможности односоставных предложений.


17. Филологический анализ текста. Выявите доминирующий функционально-смысловой тип речи и охарактеризуйте его роль в раскрытии содержания (Л.Н.Толстой. «Какая бывает роса на траве» или др.)

18. Филологический анализ текста. Проанализируйте текст с точки зрения его жанровой принадлежности: выявите систему «первичных» речевых жанров (по М.М.Бахтину), охарактеризуйте «вторичный» жанр (А.Кочетков. «Баллада о прокуренном вагоне», А.Вознесенский «Сага» или др.)

19. Филологический анализ текста. Выявите роль синтаксических единиц в формальной организации текста и в передаче художественного содержания (на материале стихотворения Б.Л.Пастернака «Золотая осень» или др.)

20. Филологический анализ текста. Выявите интертекстуальные связи текста; опишите культурологическое пространство (Ф.И.Тютчев. Silentium)

21. Филологический анализ текста. Охарактеризуйте способы выражения авторской позиции (на примере миниатюры Ю.Поминова «Очищение»).

22. Филологический анализ текста. Семиотика дома (на материале романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

23. Филологический анализ текста. Средства фоники и их роль в передаче художественного содержания (на материале стихотворений А.Белого «Утро», «Зима» или др.)

24. Филологический анализ текста. Текст и действительность. Культурологическая интерпретация текста (на материале стихотворения Н.А.Заболоцкого «Портрет»).

25. Филологический анализ текста. Выявите особенности организации семантического пространства текста (на материале фрагмента произведения А.И.Куприна «Олеся»)

26. Филологический анализ текста. Сопоставительный анализ лирических произведений (А.С.Пушкин. Бесы; С.А.Есенин. Колдунья или др.)

27. Филологический анализ текста. Опишите особенности формально-семантической организации онегинской строфы.

28. Филологический анализ текста. Опишите особенности формально-семантической организации одической строфы.

29. Филологический анализ текста. Выявите интертекстуальные связи текста; опишите культурологическое пространство (Е.В.Курдаков «Самый долгий век…», «Русь, Ефросинья, живая роса…» или др.)

30. Филологический анализ текста. Опишите концептуальное пространство художественного текста (И.С.Тургенев. Фрагмент произведения «Записки охотника»)

31. Лингвистический анализ поэтического текста (на примере стихотворения К.Бальмонта «Безглагольность» или др.)

32. Лингвистический анализ прозаического текста (на примере фрагмента поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)
Просмотров: 879 | Добавил: ovenin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Март 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31




Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтовuCoz